Почему любимый человек так вкусно пахнет: объясняют ученые
20.07.2018 22927
Фраза «Я помню его/ее запах до сих пор» иногда кажется нам смешной — так и хочется вписать ее в какой-то женский роман или мелодраматический сериал. Но запахи действительно означают очень многое для наших чувств, восприятий и запоминания.
Почему же любимый человек или тот, к которому мы испытываем симпатию, так вкусно пахнет? Мы задали этот вопрос ученым.
Ученые уверены, что именно запах — это то, что подталкивает нас к тому или ному человеку. Это не внешность, хотя многие считают, что воспринимаем мы человека, которого впервые видим, вначале только по внешности. Возможно, первый взгляд будет решающим для того факта, что вы подойдете к человеку познакомиться и пообщаться. Но дальше диктовать свои условия будет именно запах. И решать, завяжутся между вами какие-то отношения, будет ли взаимная симпатия, произойдет ли интим, будет тоже только наше обоняние.
Запах и гормоны
Несколько лет назад в Великобритании было проведено интереснейшее исследование. Около 100 женщин, участвовавших в эксперименте, попросили определить, какая из трех-четырех футболок принадлежит их мужчине (мужу, партнеру, любовнику). Около 60% женщин действительно угадали это с точностью до конкретной футболки, а еще 20% колебались в пользу двух, одна их которых точно принадлежала их партнеру. Не смогли идентифицировать любимого только 20% участниц.
Аналогичный эксперимент провели более смелые американцы. Они попросили женщин-добровольцев «обнюхать» футболки абсолютно чужих мужчин, не имеющих отношения к их жизни. По запаху дамы должны были определить, кто же из мужчин понравится им больше при встрече. При этом о внешности, конечно, не говорилось ни слова. По итогам исследования женщины, в основном, выбирали тех мужчин, чьи гены не были похожи на их собственные.
Согласно понятию, называемому гистосовместимостью, если набор генов у партнера прямо противоположный, потомство будет здоровым и крепким. Таким образом, можно сделать вывод, что набор генов мужчины способен определить наш… нюх! Интересный факт: меньшинство женщин, которые предпочли мужчин, чей набор генов был схож с их, употребляли гормональные контрацептивы. Ученые сделали вывод, что изменения в гормональном фоне могут «обманывать» наш нюх, то есть, обоняние не будет работать нам на пользу.
Алиса Витти упоминает об этом в своей книге «Код Женщины. Как гормоны влияют на вашу жизнь», и говорит, что визуальное восприятие и восприятие на уровне гормонов (которое и может «распознать» наш нюх), будут очень разниться. При этом — добавляет Витти — внешность тоже нельзя списывать со счетов полностью, ведь, скорее всего, из всех подходящих по геному мужчин женщина все равно выберет более привлекательного внешне.
Запах, эмоции и память
Нейробиологи из США выдвигают еще одну версию того, что запах может определить нашу дальнейшую привязанность к человеку. Известно, что любой запах может вызывать эмоции и напрямую с ними связан: негатив, отвращение, симпатия, притяжение и т.д. тут все просто: качественный и яркий секс всегда запоминается на уровне запаха одеколона, геля для душа или тела человека, с которым у вас был интим, или аромата окружающей обстановки. Если вы состоите в отношениях, они удачны и стабильны, это тоже будет ассоциироваться у вас с запахом любимого. Ведь все это — эмоции, которые вы переживаете, и они фиксируются запахами.
К тому же, любой аромат связан также и с воспоминаниями: наш мозг устроен таким образом, что ему проще отложить на «полочку архива» обонятельное восприятие, чем визуальное, которое занимает, если говорить языком компьютера, «больше места». Это объясняется тем, что особый канал, который обрабатывает и посылает в мозг сигналы обоняния, начинается непосредственно в носу и проходит по нижней части мозга. Этот канал имеет прямые связи с областями мозга, отвечающими за память и эмоции. В отличие от каналов, которые обрабатывают зрительное изображение и посылают сигнал о нем в мозг, «обонятельный канал» добирается до мозга быстрее, и легче воспроизводит все, что было связано с тем или иным запахом.
Вы можете не вспомнить, как выглядел человек (или даже предмет) из далекого прошлого, но запах обязательно напомнит вам об этом. Кстати, доктор Джордан Гейнс Льюис напрямую связывает это с тем, почему некоторые просто без ума от ароматов, которые другим кажутся отвратительными. Скорее всего, суть тут в том, что эти ароматы связаны с приятными воспоминаниями, в то время как вызывающие отвращение — с негативными.